Принятие решений: начало

Пришло время принимать решение. Вы откладывали его, поскольку были перегружены работой, или у вас просто не было никаких идей по поводу того, какое решение следует принять. Но сейчас сложилась критическая ситуация — откладывать решение уже хуже, чем мучиться, принимая его. Люди срываются и кричат друг на друга, проблемы возникают одна за другой, напряжение нарастает — и только из-за того, что все ждут вашего решения. Но каким оно должно быть?

Вы беспокоитесь, что можете принять неверное решение. Вы волнуетесь, что вообще не способны принять решение. Вы боитесь, что негодование коллег еще усилится. Но теперь вы можете перестать беспокоиться. Эта статья быстро и четко ознакомит вас со всем процессом принятия решения — вы и глазом не успеете моргнуть, как уже примете решение. Более того, оно покажется вам очевидным. И как только вы освоите этот алгоритм, принятие решения уже никогда не будет вас пугать.

Возможно, вам, менеджеру, приходилось принимать не так много важных решений, но их значение очень велико, несмотря на то, что в вашей работе они встречаются редко. Это — один из самых значительных аспектов вашей работы. Решения, которые должны принимать менеджеры, очень разнообразны. Вот всего несколько примеров:

  • какого кандидата выбрать после отборочных интервью, проведенных на прошлой неделе;
  • что делать с «узкими местами» в производственном процессе;
  • какого поставщика предпочесть в следующем году;
  • предоставлять ли важному клиенту очень крупную скидку, на которой он настаивает;
  • стоит ли потратить весь маркетинговый бюджет на одну крупную рекламную кампанию в следующем году или лучше провести несколько менее масштабных рекламных кампаний;
  • какое название выбрать для новой серии продукции;
  • продолжать ли предоставлять служебные автомобили тем сотрудникам компании, которым по роду их работы не нужны разъезды.

Это, наверное, не глобальные решения, которые могут привести к мировым катаклизмам, но все же они гораздо более важны, чем решение о том, когда прервать работу и выпить чашку кофе. Причем все они затрагивают и других людей. Вот почему все нервничают и срываются на крик. Людям тоже нужно принимать решения — и важные, и второстепенные; которые зависят от того, какое решение примете вы. Все это напряжение еще более накаляет ситуацию.

Не беспокойтесь. Завтра к этому часу они все узнают решение, которое для них так важно (но не обязательно именно то, которое бы предпочли они). В идеальных условиях вам бы понадобилось побольше времени, чтобы его принять, но мы живем не в совершенном мире. Где гарантия, что в следующий раз у вас будет возможность потратить на обдумывание больше времени? Эта статья поможет вам в следующий раз не принимать решение в спешке, а сейчас вам нужно сделать выбор и быть уверенным, что вы предпочли лучшее решение.

Поэтому вам понадобятся:

  • подсказки, как собрать информацию, которая вам нужна;
  • методы, позволяющие избежать ненужной работы и ускорить процесс;
  • контрольные списки, чтобы убедиться, что сделано все необходимое.

Главное, все это должно быть изложено ясно, просто и достаточно сжато, чтобы можно было быстро прочитать.

А что если ситуация еще более острая? Что если решение нужно принять уже сегодня вечером? Ну-ну, не паникуйте. Нет ничего невозможного. Более того, даже если вы оттянули решение на последний час, все еще можно добиться хорошего результата.  

Итак, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и налейте себе чашечку кофе, перед тем как начать. Вы не просто собираетесь принять решение — вы собираетесь принять решение, наилучшее из всех возможных. В конце концов, плохое решение может быть более вредным, чем его отсутствие. Итак, мы не только собираемся действовать быстро, мы собираемся также четко и эффективно думать.

Алгоритм эффективной работы

  1. Прежде всего нужно определить вашу цель. Это может показаться очевидным, но если вы не продумаете тщательно вашу цель с самого начала и не будете уверены, что принимаете верное решение, все может пойти не так.
  2. Затем вы должны прийти к заключению, что действительно должны принять решение. Я знаю, это звучит банально и скучно, но в реальности менеджеры часто совершают ошибку, принимая решение, которое лучше было принять кому-то другому или отложить.
  3. После того как вы точно знаете, чего хотите достигнуть, приходит время собрать всю нужную вам информацию. Без нее оптимальное решение не принять.
  4. Я уже говорил, что ваше решение непременно затронет и других людей. Вот почему вы должны с ними проконсультироваться. Это иногда занимает дни или недели, но нам придется уложиться в несколько часов, потому что это все, что у нас есть.
  5. Вы не сможете определить, какое решение выбрать, пока не получите представление об имеющихся возможностях. Поэтому на данной стадии вы анализируете различные варианты решения.
  6. Вот оно: время принимать решение. Но после того как вы завершили все предыдущие этапы, это уже не кажется таким устрашающим, как вначале. А мы позаботимся о том, чтобы снабдить вас широким арсеналом методов и подсказок, которые помогут вам принять верное решение.
  7. После того как вы уже приняли решение, нет смысла сохранять его в тайне. Нужно сообщить его всем этим срывающимся на крик людям. И поскольку это ваше решение, вы должны проследить за тем, как оно выполняется.

Риски быстрой работы

Все выглядит просто. Следует ли принимать все наши решения не более чем за 24 часа? Какой смысл тратить на них больше времени, если это необязательно? В общем, можно уложиться и в 24 часа, но это не лучший метод. Даже если в этот раз вам повезет, нет гарантии, что вы и в следующий раз окажетесь удачливым. Есть ряд веских причин, по которым для важных решений следуют отводить больше времени, если оно есть.

  • Самый очевидный риск — если вы поспешите, можете выбрать не лучшее решение. Если вы будете выполнять рекомендации этой статьи, вам удастся избежать плохих решений, но это не то же самое, что выбор самого оптимального решения из всех возможных.
  • Один из жизненно важных этапов при принятии решений, на который часто уходит много времени, это сбор всей нужной информации. Иногда некоторые ключевые факты просто невозможно быстро получить. Может понадобиться несколько дней, например, потому что человек, обладающий нужной информацией, в отпуске или потому, что нужно провести исследование, чтобы узнать, какими будут последствия тех или иных действий.
  • В большинстве случаев вам понадобится проконсультироваться с другими людьми. На это может уйти немало времени, особенно если вам нужно организовать совещание с несколькими сотрудниками и коллегами.
  • У консультаций есть и психологический аспект: людям приятно чувствовать свою причастность к процессу принятия решений. Если же вы обратитесь к ним в самую последнюю минуту, когда у них не будет возможности продумать свою позицию, они будут чувствовать неудовлетворенность, к какому бы решению вы в конце концов ни пришли.

Алгоритм эффективной работы гарантирует вам, что вы сумеете принять решение, причем это будет хорошее решение, и вы затратите минимально возможное время. Но если вы хотите находить наилучшее решение всегда и сделать так, чтобы все остальные сотрудники испытывали от него удовлетворение, вам понадобится в следующий раз оставить для этого побольше времени.

Материалы по теме:

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: НАБЕРИТЕСЬ РЕШИМОСТИ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − восемнадцать =

Прокрутить вверх
Пролистать наверх