Начальники, которые создают проблемы

В некотором смысле, найти подход к проблемному начальнику труднее всего. От него зависит ваша карьера, и вам ни при каких обстоятельствах не хотелось бы выводить его из себя. Это тот самый случай, когда реагировать на ситуацию необходимо очень быстро, если вы, с одной стороны, хотите сохранить отношения, а с другой — получить то, что вам нужно.

Многие проблемные начальники проявляют те же самые черты характера, что и ваши коллеги и подчиненные. Однако некоторые неприятные модели поведения присущи исключительно (или в основном) начальникам. На них мы и остановимся.

В зависимости от характера неприятного поведения можно выделить три наиболее распространенные группы начальников:

  • начальники, от которых не добиться поддержки;
  • начальники, которые стоят над душой;
  • начальники, которые всегда правы.

НАЧАЛЬНИКИ, ОТ КОТОРЫХ НЕ ДОБИТЬСЯ ПОДДЕРЖКИ

  Эти люди нередко доброжелательны и любезны, с ними легко поддерживать хорошие отношения. Однако, когда вам необходимо добиться принятия решения, представить свой вопрос руководителю более высокого уровня, а то и просто получить совет, они увиливают, уклоняются или вообще скрываются из виду. Такие начальники — враги эффективной работы.

  Зачастую проблема заключается в том. что они не хотят создавать конфликтную ситуацию. Вместо того чтобы сказать, что ваше предложение не слишком удачно с точки зрения реализации, они уходят от принятия решения или, что хуже, заставляют вас проводить дополнительные исследования, добавлять разделы в отчет, делают все, лишь бы оттянуть момент разочарования.

  Такой начальник избегает столкновения не только с вами. Он не хочет спорить и с собственным шефом. Вам ни за что не добиться, чтобы он отстоял, например, увеличение финансирования вашей работы. Он не принимает отказа без пространных оправданий и оставляет вас в невыносимом положении.

  От него не дождаться конструктивной критики или прямого замечания, если вы что-то делаете не так. Вы можете даже и не догадываться о том, что результаты вашей работы не слишком хороши. Это деморализует и может привести к проблемам в продвижении по службе, если руководитель более высокого уровня обратит внимание на недостатки, о которых умалчивает ваш босс.

Совет:

НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ СОБЛАЗНУ.

Когда вы сталкиваетесь с подобным руководителем, велик соблазн обойти его и получить решение или ответ на более высоком уровне. Однако это вызовет раздражение и может создать еще больше проблем. По возможности избегайте этого.

  Что нужно делать, чтобы заставить такого начальника выполнять свои обязанности должным образом? Приведенные ниже приемы помогут изменить положение.

  1. Если вы попросите напрямую высказать мнение о результатах вашей работы, он не сможет дать отрицательную оценку. Вы не получите того, чего хотите, ваш начальник будет утверждать, что все в порядке. Если у вас есть подозрения, попробуйте сформулировать вопрос иначе: «Что, по вашему мнению, следовало бы изменить в моем предложении, чтобы оно стало еще лучше?» Это создает у человека впечатление, что он помогает, а не высказывает жестокую правду.
  2. Когда ваш босс уходит от ответа, за этим кроется какой-то конфликт. Возможно, на более высоком уровне не хотят слышать об увеличении расходов в этом году. А может быть, он знает, что его собственный начальник не поддерживает проект, для которого вы добиваетесь финансирования. Заставьте его рассказать, в чем суть конфликта; тогда можно будет подумать о том, как изменить положение. Вполне возможно, вашему начальнику станет легче разрешить ситуацию, когда она будет озвучена. Попробуйте сказать: «Я понимаю, вы находитесь в затруднительном положении. Я добиваюсь увеличения бюджета. Что мешает этому на другой стороне?»
  3. Если ваш босс просто осторожен и оттягивает момент принятия решения, попробуйте выступить в роли неофициального консультанта, возможно, это поможет найти выход. Попытайтесь предложить собственное решение. Обсудите с начальником проблему, а потом скажите: «Это действительно поможет. Хорошо, я расскажу, как бы я сам поступил в этой ситуации…» Лучше, если фраза прозвучит как утверждение, а не вопрос. Это даст начальнику возможность возразить, но он, скорее всего, оставит все как есть и фактически одобрит ваше решение.
  4. Не давите на такого начальника слишком сильно. Может оказаться, что давление для него хуже, чем риск, связанный с действием, тогда он сделает все, лишь бы избавиться от вас. А это, скорее всего, совсем не то, на что вы рассчитываете.

НАЧАЛЬНИКИ, КОТОРЫЕ СТОЯТ НАД ДУШОЙ

  Мало что сильнее действует на нервы, чем отказ шефа доверить вам ту или иную функцию, с которой вы можете справиться самостоятельно. Вполне возможно, что эта функция есть на бумаге, но на практике вы шага не можете сделать без одобрения начальника.

  Такие люди нередко являются фанатиками, помешанными на контроле или власти, педантами или просто страдающими от навязчивой идеи, что вы пользуетесь большим доверием, чем они. Так или иначе, к ним необходимо как можно быстрее найти подход, иначе вы не сможете работать нормально и самостоятельно.

  1. Убедитесь в том, что вы не делаете ничего такого, что реально требует непрерывного контроля со стороны босса. Если он не намерен предоставить вам право принимать решения или не считает обоснованными ваши расходы, поинтересуйтесь, не пытаясь оправдываться, чем это вызвано. Например: «Я понимаю, вы не всегда доверяете моему мнению. Мне было бы полезно знать причины». После этого дождитесь ответа. Он вам может не понравиться, но, тем не менее, выслушайте его.
  2. После того как вы выслушаете ответ, согласитесь со всеми пунктами, даже если они необоснованны. Вслед за этим заверьте начальника, что подобное не случится впредь, и объясните почему: «Теперь мне понятно, что вас беспокоило. Но я создал новую систему контроля, которая…».
  3. Старайтесь больше следовать примеру своего шефа. Это может звучать как совет сумасшедшего, но если он будет думать, что ваш стиль работы похож на его, то скорее начнет доверять вам. Поэтому детализируйте свой отчет так же, как это делает шеф, старайтесь использовать те же подходы к решению проблем или поиску выхода из сложных ситуаций.

Совет:

ПРИМИТЕ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Не пытайтесь оправдываться, особенно если вы столкнулись с недоверием к вам как к личности (например, с уверенностью в том, что вы тратите рабочее время впустую). Напротив, вы должны всячески приветствовать контроль со стороны шефа (это не опечатка, действительно «приветствовать»). Это поможет укрепить доверие к вам, и, хотя шеф вряд ли сразу предоставит вам свободу, он, скорее всего, ослабит внимание, когда поймет, что вам можно доверять.

НАЧАЛЬНИКИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ПРАВЫ

Руководители этого типа никогда не прислушиваются к чужому мнению. Зачем? Правильный ответ известен им и без того. Как только они принимают решение (а это обычно не занимает много времени), вопрос автоматически закрывается.

Хотя такой начальник и не стоит у вас над душой, он, тем не менее, ограничивает свободу действий, поскольку ему точно известно, как должна быть выполнена ваша работа. Вы навлечете на себя его недовольство, если отступите от «правильного» пути.

В подобных случаях лучше всего действовать следующим образом:

  1. Никогда не говорите напрямую, что ваш шеф неправ. Попробуйте показать ему это, задавая невинные вопросы: «Не могли бы вы пояснить, как это будет работать при пиковой нагрузке?», «Кажется, я понял, но что будет после первой рекламной кампании?», «Не могли бы объяснить, как поступать с новичками?» После этого сделайте паузу и дайте боссу возможность осознать ошибку.
  2. Если вам не удается завоевать доверие этого эксперта, который лучше всех знает, как нужно делать вашу работу, подойдите к проблеме иначе. Подумайте, что в вашей работе меньше всего интересует его или имеет наименьшее значение, и попросите предоставить вам право принимать решения в этой сфере. Например: «Я знаю, что в Шотландии наши позиции слабее, чем в других местах, у нас там нет ни одного крупного клиента. Могу ли я контролировать счета этого региона с правом предоставления скидок? Суммы, которые через них проходят, не так велики, а я видел, как вы оперируете скидками при работе с клиентами с юго-востока». Постепенно это наведет вашего начальника на мысль, что вы освоили стиль его работы и способны принимать правильные решения самостоятельно.
  3. Постарайтесь делать все настолько хорошо, насколько это возможно. Делайте работу предельно тщательно, добейтесь того, чтобы ваше решение оказывалось правильным всегда. Ну, или почти всегда… ведь никто из нас не идеален.

Совет:

НЕ ЗЛОРАДСТВУЙТЕ. Начальники, которые всегда правы и, следовательно, не желают никого слушать, на деле ошибаются довольно часто (сюрприз, сюрприз!). Когда это случается, не поддавайтесь соблазну сказать: «Я же говорил вам», лучше помогите боссу сохранить лицо: «Конечно, если бы этот год не был високосным, ваш прогноз на февраль попал бы в самую точку». В этом есть глубокий смысл. Люди подобного типа в случае неудач всегда пытаются свалить вину на кого-нибудь еще. (Очевидная вещь. Они не могут ошибаться уже потому, что всегда правы.) Именно поэтому вам нужно подстроиться так быстро, чтобы указующий перст миновал вас.


Подход к проблемным сотрудникам

Совещание (статьи)

Принятие решений: соберите информацию

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − семь =

Прокрутить вверх
Пролистать наверх