Материалы, растворители и смолы для масляной живописи

Материалы, растворители и смолы для масляной живописи

Вспомогательные (связующие) материалы

Связующие вещества — это материалы, используемые в масляной живописи, которые также называют вспомогательными материалами. Они связывают пигменты и облегчают их нанесение. Из-за масел и смол, которые они содержит, частицы краски прилипают к различным окрашиваемым поверхностям, тогда как скипидар и минеральные масла испаряются, не оставляя следов в процессе сушки. 

В масляной живописи вокруг пигментов образуется прозрачная пленка, которая положительно влияет на преломление света. Смолы могут улучшить качество связующих, поддержать процесс высыхания и увеличить их блеск. 

Материалы, используемые в масляной живописи, можно условно поделить на следующие категории:

  • Масла (например, льняное масло);
  • Смолы;
  • Растворители (например, скипидар и уайт-спирит);
  • Вспомогательные химические вещества (например, кобальт).

Преимущества использования масел в живописи:

  • Лучшая окрашиваемость (моделирование цвета);
  • Более длительная стойкость краски;
  • Повышенная яркость за счет особого преломления света.

Доказано, что с 12 века проводились эксперименты по связыванию пигментов с помощью масел и масляных красок. Братьям Ван Эйк ошибочно приписывают изобретение масляной живописи. Отдельные мастерские как в Северной, так и в Южной Европе пытались придать панно, ранее написанному темперой, дополнительный блеск, добавляя к краскам масла и смолы. 

Связующие, используемые в темперной живописи, часто быстро высыхали и были скоропортящимися. Как правило, в красящие пигменты добавляли такие масла, как льняное и маковое масло (Северная Европа) или ореховое масло (Южная Европа). По данным последних исследований Леонардо да Винчи использовал несколько различных масел, в том числе можжевельниковое и гвоздичное. 

Использование вспомогательных материалов

Масляная краска в основном состоит из пигментов и связующих веществ, причем связующие несколько отличаются от различных производителей. В дополнение к классическим связующим, таким как масла и смолы, добавляются сиккативы и наполнители. В целом свои рецепты производители публикуют крайне неохотно, ведь чем выше пигментация, тем лучше качество цветов, и, соответственно, цены. В высококачественных марках в качестве связующих используются только натуральные масла, такие как сафлоровое масло, льняное и подсолнечное масло, а добавление смол предотвращает “расширение” цвета при сушке. Из-за поглощения кислорода в процессе высыхания пленка масляной краски расширяется, поверхность может коробиться и скручиваться. Смолы могут компенсировать этот процесс, поскольку они удаляют объем краски, испаряя ее. 

Самый простой и наиболее распространенный рецепт самодельной живописной среды со средним временем высыхания — это использование льняного масла и чистого минерального или скипидарного масла. Готовые тубы с красками смешиваются с ним так, чтобы кисть подбирала их по назначению — глазированные или пастообразные. Чем выше содержание летучих веществ в краске, тем меньше она сохнет, но если количество минерального или скипидарного масла слишком велико, оно становится нестабильным. 

Внимание: если вы рисуете с использованием слишком большого количества эфирных масел (скипидара или минерального масла), цвет становится нестабильным и не “прилипает” к холсту при высыхании!

Верхние слои краски должны сохнуть медленно. Если верхний слой краски сохнет быстрее нижнего, могут появиться трещины. Это особенно опасно при портретной живописи! 

Быстро сохнущую красящую среду можно получить, добавив сиккативы (ускорители высыхания). Большинство сиккативов содержат ионы тяжелых металлов (свинец, марганец, кобальт, цинк и т.д.) и поэтому являются токсичными. 

Совет: если вы работаете с сиккативами, кисти следует очистить сразу после рисования минеральным маслом без запаха (заменитель скипидара), а затем тщательно промыть водой с мылом.

Правильное изготовление и использование вспомогательных средств в портретной живописи в конечном итоге определяется проектом и стилем рисования. Если вы работаете с техникой импасто с непрозрачным лаком, вам не нужно использовать красящую среду, поскольку связующее вещество в тюбике обеспечивает правильное высыхание краски. 

Если вы рисуете слоями, то должны  очень тщательно спланировать процесс покраски, прежде чем приступить к работе. Неопытному художнику или новичку, следует воздерживаться от экспериментов и использовать обычные, имеющиеся в продаже, готовые малярные краски. 

Использование смол

Как уже было сказано, смолы имеют разные свойства и области применения. Большинство из них представляют собой каучуковые древесные смолы со свойствами, которые усиливают или уравновешивают действие масел в качестве связующих. В прошлом для окраски использовались самые разные смолы, но сегодня промышленность ограничилась использованием нескольких основных: 

Смола даммара

Даммар — это смола, которую добывают из дерева, которое произрастает на Суматре. Эта смола использовалась в основном для связывания цветных пигментов с 19 века. Раствор даммарной смолы в скипидарном или минеральном масле придает масляным краскам блеск и прозрачность. Даммар может быть добавлен в смесь льняного масла (или других масел) и скипидара или минерального масла в количестве от 1/3 до 2/3 от объема краски. Используйте только очищенный, не пожелтевший продукт. 

Алкидная смола

Алкидные смолы также известны как синтетические смолы, такие как эпоксидная смола. Они производятся с помощью химических процессов и чрезвычайно устойчивы к атмосферным воздействиям. Алкидные смолы используются в масляной живописи в сиккативах различных производителей в сочетании с другими добавками (маслами и химическими ингредиентами). Кроме того, алкидные смолы предлагаются в контейнерах или аэрозольных баллончиках в виде готовых лаков для акриловой и масляной живописи. 

Синтетические смолы сегодня почти исключительно используются в качестве финального лака в акриловой и масляной живописи. 

Мастика

Мастичная смола в основном использовалась в масляной живописи в качестве отделочного или ретуширующего лака. Мастику можно полностью растворить в скипидаре и спирте. Она сохнет немного дольше даммарного лака и до сих пор используется при реставрации исторических картин. 

Мастичные лаки со временем становятся хрупкими и желтовато-матовыми, так что со временем картины становятся темными и тусклыми. 

Использование минеральных масел

Медленновысыхающие масла в основном используются в качестве замедлителей высыхания в масляной и портретной живописи. Эти масла служат для того, чтобы масляная краска оставалась «открытой» настолько долго, насколько это необходимо, и гарантирует, что ее можно будет “использовать” в течение длительного времени. 

Стандартные замедлители высыхания:

  • Масло из семян мака;
  • Масло из семян льна;
  • Масло грецкого ореха.

Растворители

Растворители — это жидкости, в которых могут быть растворены другие твердые или жидкие вещества на молекулярном уровне, без изменения химического состава растворенного вещества. Растворители используются, помимо прочего, для разбавления связующих и очистки рабочего материала. Самые известные растворители для художника — вода, скипидар и уайт-спирит.

Уайт-спирит и скипидар

Чтобы избежать путаницы в терминах, следует отметить, что скипидар, используемый художниками, на самом деле называется скипидарным маслом. Скипидар — это оригинальный бальзам, который получают из различных видов хвойных пород и из которого путем дистилляции получают эфирное масло. С химической точки зрения скипидарное масло состоит из различных терпенов и, благодаря своим хорошим растворяющим свойствам, идеально подходит в качестве растворителя для масляных красок и лаков. При повторной перегонке скипидара содержание смолистых веществ сводится к минимуму и создается почти 100% чистый скипидар. 

Уайт-спирит — это нефтяной дистиллят. Запах и растворяющая способность зависят от того, сколько так называемых «ароматических углеводородов» содержится в растворителе. Хорошо известными ароматическими углеводородами являются ксилол и толуол, которые содержатся в уайт-спирите в небольших количествах. Растворяющая способность уайт-спирита увеличивается с увеличением процентного содержания ароматических углеводородов. Слабый запах является результатом почти полного отсутствия ароматических углеводородов, что, в свою очередь, означает, что растворяющая способность также будет ниже. 

Как правило, скипидарное масло обладает большей растворяющей способностью по сравнению с уайт-спиритом. Хотя предполагается, что все, что исходит от природы, менее вредно, чем продукты химического производства, следует подчеркнуть, что в данном случае скипидарное масло является более вредным веществом. Оно раздражает глаза, кожу и вызывает повышенную чувствительность (аллергию). 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × четыре =

Прокрутить вверх
Пролистать наверх